Поради

 

«Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это – собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча».

Алишер Навои (1441-1501), среднеазиатский поэт, философ, государственный деятель

 

biblioteka Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это – регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

Самуил Яковлевич Маршак – русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик – во многих своих трудах доказывал, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».

Талант читателя – один из тех редких талантов, который каждый человек может развить в себе сам. Вместе с тем, следует понимать, что это не просто природный дар, а результат упорного труда: искусство быть читателем – искусство великое и бесконечное, этим мастерством овладевают всю жизнь.

Элементарные навыки чтения, безусловно, присущи любому грамотному человеку, но эти навыки являются только основой для очень сложного творческого процесса, который мы и подразумеваем под чтением.

Некоторые люди видят в чтении лишь возможность развлечься: стремятся поскорее узнать, что происходит или что произойдет по сюжету, не вникая в то, как события описаны, какие мысли высказаны автором, не интересуясь мастерством художника. Другие не знают, да и не хотят знать, как работать с научной и технической литературой.

Неумение серьезно работать над книгой притупляет любовь к ней, приводит к чтению без системы, без продумывания. Следовательно, чтобы правильно использовать печатное произведение, извлекать из него максимум выгоды, пользы, недостаточно одних технических навыков чтения. Для этого необходимо овладеть культурой чтения.

В «Библиотечной энциклопедии» можно найти следующее определение: культура чтения – «совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности».

Культура чтения предполагает, прежде всего, серьезное отношение к чтению, когда читатель видит в книге познания мира и стремится извлечь из чтения пользу. Другими словами, когда читатель использует книгу не для легкого времяпровождения, а для самообразования, развития, для организации и совершенствования своего профессионализма.

Читатель четко должен понимать, что чтение бывает разным: просмотр, выборочное чтение, полное чтение, изучение. Способ чтения зависит от цели и жанра произведения. Например, главное правило, которого следует придерживаться в работе с научной и учебной литературой: приступая к работе, поставить перед собой задачу сначала понять материал, затем отобрать наиболее существенную информацию, и только потом запомнить ее:

ПОНЯТЬ

ОТОБРАТЬ

ЗАПОМНИТЬ

Эта последовательность очень важна: если сразу стараться запомнить текст без предварительной работы по его осмыслению, то и понимание серьезно пострадает, и запоминание будет просто зубрежкой.

А вот чтение художественной литературы сопровождается таким процессом, как продумывание: необходимо понять сюжет и фабулу произведения; выделить основную тему и идею; уметь отождествлять себя с персонажами, а для этого требуется разобраться в мотивах, симпатиях и антипатиях героев, в их поступках, в художественном конфликте произведения.

Для наиболее эффективного и экономного чтения читателю необходимы технические навыки работы с книгой: навыки скорочтения, умение составлять план прочитаного и конспектировать текст, использовать справочники, энциклопедии, словари.

На этапе развития информационного общества происходит расширения понятия культуры чтения в понятие «информационная культура».

Информационная культура – составная часть общей культуры, представляющая собой совокупность знаний, навыков и правил, созданных в области информационной деятельности и позволяющих потребителю информации свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить и использовать необходимые ему данные (документы) независимо от их местонахождения.

Специалисты, занимающиеся проблемами информации и чтения, полагают, что уровень информационной и читательской культуры включает набор компетенций, которыми должен обладать человек. Читатель-мастер должен владеть следующими компетенциями: познавательными, проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими.

Следовательно, культура чтения – это знания, умения, навыки необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения. Их необходимо приобретать каждому, кто хочет стать квалифицированным читателем.

В структуре информационной культуры личности выделяют такие элементы, как когнитивный, аксиологический, технологический. Исходя из перечисленных компетенций и элементов, можно утверждать, что культура чтения и информационная культура соотносятся как общее и особенное.

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский огромную роль в становлении личности отводил именно книге: «Чтение – сама суть духовной жизни, процесс и средство неутомимого и постоянного умственного, нравственного, эмоционального, эстетического развития».

Вам нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения к книге, без осознания чтения как труда и творчества, то есть без культуры чтения, невозможно формирование информационной культуры личности.

Только тогда читатель «… научится отличать правдивую книгу от фальшивой, талантливую – от серой; применять в жизни те знания о людях, о человеческих отношениях, которые дает нам литература; обогатит свой ограниченный жизненный опыт тем сконденсированным опытом, который заключен в каждом талантливом произведении. …И тогда талантливые произведения писателей войдут в его жизнь и сделают ее не только интереснее, но чище, умнее, добрее».

При этом следует помнить основное правило: «Каждую книгу нужно уметь читать», – как сказал Паскаль Блез – французский математик, механик, физик, литератор и философ, создатель первых образцов счётной техники.

 

 

 

Поділитись
КЗ \"Покровський педагогічний коледж\" в соціальних мережах

Коментарі закриті

Вибачте, але ви не можете залишити коментар до цього повідомлення.